Сеул и Вашингтон подписали соглашение о тарифах, выгодное для ТрампаЮжная Корея и США 31 июля заключили срочное торговое соглашение, формально названное «полным и всеобъемлющим». Оно позволило Сеулу избежать немедленного обострения торгового конфликта, но стало одновременно и наглядной иллюстрацией того, насколько неравными стали переговоры с США при администрации Дональда Трампа. За снижение 25-процентных пошлин до уровня в 15 процентов Сеулу пришлось расплатиться масштабными инвестициями, уступками по рынкам и отказом от прежних преференций.
О чем соглашение: 15% тарифов для Кореи и сотни миллиардов инвестиций для США
Содержание достигнутого между Сеулом и Вашингтоном соглашения охватывает сразу несколько ключевых направлений — от пошлин и торговых условий до масштабных инвестиционных обязательств и вопросов энергетики. Хотя с юридической точки зрения договоренности носят рамочный характер, уже сейчас они задают параметры будущих экономических отношений двух стран.
Центральным элементом соглашения стало снижение взаимных таможенных пошлин. США отказались от ранее объявленного плана ввести 25-процентные тарифы на весь корейский экспорт, согласившись на компромиссную ставку в 15%. Формально это позволило Южной Корее избежать резкого удара по своей экспортной модели. Однако важно учитывать, что до нынешней сделки корейские товары — благодаря соглашению о свободной торговле KORUS FTA — ввозились на американский рынок фактически беспошлинно. Таким образом, даже компромисс в 15% означает не улучшение, а ухудшение условий торговли, особенно по сравнению с предыдущим режимом.
Особо остро это проявилось в отношении автомобильной промышленности. С 2012 года корейские автомобили имели нулевую пошлину при экспорте в США, что обеспечивало им конкурентное преимущество по сравнению с японскими и европейскими производителями, чьи автомобили облагались тарифами в размере 2,5%. Теперь все три региона уравнены — пошлина составит 15%. Корейская сторона на переговорах пыталась добиться снижения хотя бы до 12,5%, но США жестко отстояли единый подход. С точки зрения промышленной политики это означает фактическое аннулирование того преимущества перед конкурентами из Европы и Японии, которое Сеул выстраивал годами.
Отдельно стоит отметить тарифы на сталь и алюминий и изделия из них. Здесь США жестко встали на защиту своих производителей. В этих сегментах тарифы составят 50 процентов, своего рода исключение из общего 15-процентного уровня.
Президент Трамп получил от Сеула почти все, что хотел: масштабные инвестиции, закупки американских энергоносителей, открытие корейского рынка
Вторым важнейшим блоком соглашения стал инвестиционный компонент. Южная Корея взяла на себя обязательства вложить 350 млрд долл. в экономику США. Из этой суммы 150 млрд долл. предполагается направить в судостроительный сектор в рамках совместного проекта MASGA (Make American Shipbuilding Great Again), нацеленного на возрождение американских верфей с участием корейских компаний. Речь идет не только о строительстве самих судов, но и об открытии новых производственных мощностей, подготовке кадров, развитии инфраструктуры технического обслуживания и восстановлении цепочек поставок.
Оставшиеся 200 млрд долл. планируется инвестировать в стратегически важные сектора: полупроводники, ядерную энергетику, аккумуляторные технологии, биотехнологии и переработку критически важных ресурсов. Однако, как уточняет корейская сторона, эти средства будут предоставлены преимущественно в виде кредитов и гарантий. При этом именно американская администрация будет определять направления и конкретные объекты инвестирования, что фактически означает, что контроль над этими средствами останется в Вашингтоне. Более того, как публично заявляли американские официальные лица, до 90% прибыли от этих инвестиций должны «оставаться в США», что вызывает обеспокоенность в Сеуле и среди корейского бизнеса.
Еще один крупный блок соглашения касается энергетики. В течение ближайших четырех лет Южная Корея обязалась закупить американский сжиженный природный газ (СПГ) и другие энергоносители на сумму 100 млрд долл. — примерно по 25 млрд долл. ежегодно. По мнению официальных лиц РК, это не превышает текущего уровня импорта, но в Вашингтоне данное обязательство рассматривается как часть пакета уступок. Таким образом, если суммировать запланированные инвестиции и закупки энергоносителей, то прямо или косвенно экономика США получит от Южной Кореи почти полтриллиона — 450 млрд долл.