Вопрос о комиссионном вознаграждении турагентов может получить значительное развитие в связи с запуском информационной системы «Электронная путевка». В частности, эксперты рассматривают вариант перехода туроператоров к выплате ретроспективного вознаграждения, то есть после того, как полная стоимость тура была перечислена на счет туроператора. Это связано с тем, что в информационной системе будет указываться полная стоимость турпродукта, и туроператоры должны будут нести ответственность именно в пределах этой суммы, то есть включая комиссионное вознаграждение.
Например, в случае аннуляции с полным возвратом стоимости, обеспечить перечисление средств должен будет именно туроператор. Логично, что -ТО в такой ситуации стремятся аккумулировать у себя все средства, включая и те, которые обычно оставались у турагентств. И также логично, что такой ход событий категорически не устраивает ТА, для которых механизм выплат вознаграждения остается непредсказуемым и ставит их в еще большую зависимость от туроператоров.
Данная тема стала одной из главных на панельной сессии «Нужен ли туроператору турагент, а турагенту туроператор?” на туристической выставке «Отдых».
Участники мероприятия признали, что возможность изменения порядка расчетов сейчас стоит на повестке у большинства туроператорских компаний, причем такая дискуссия началась еще несколько лет назад. При этом сроки перечисления вознаграждения варьируются от выплат по итогам месяца до выплат по факту вылета туристов к месту отдыха. В любом случае, это создаст серьезные финансовые риски для турагентов и повлечет уход с рынка огромного числа компаний, считает генеральный директор сети “Розовый слон” Алексан Мкртчян.
«Мы считаем, что ни в коем случае агенты не должны платить полную стоимость оператору, а потом ждать милости в виде комиссии, — заявил он. — По нашим данным, 80% турагентов категорически против отдавать комиссии туроператорам. Это дополнительный рычаг давления на агента. При этом в случае разорения туроператора никаких денег агент не получит».
Однако в отрасли все еще возможен механизм, который позволит сохранить текущий порядок расчетов между участниками рынка, считает управляющий партнер “Громадский и партнеры” Михаил Громадский. По его словам, суды уже неоднократно признавали агентское вознаграждение фактически понесенными расходами туроператоров и на этом основании оставляли средства турагентам.
«Дело в том, что когда турист обращается с иском в отношении и ТО, и ТА, то оператор чаще всего заявляет агентское вознаграждение как свои фактически понесенные расходы, и суд с этим соглашается. Таким образом, вознаграждение остается у агентов. При этом если агент защищается в суде самостоятельно, то ему чаще бывает сложно доказать, что он имеет право на сохранение комиссии», — отметил эксперт.
Тем не менее, для турагентов все более актуальным остается риск сокращения ставки агентского вознаграждения. Объективным фактором здесь является нарастающая конкуренция большого числа туроператоров на нескольких открытых рынках, считает генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
«В зимнем сезоне мы возвращаемся к довольно жесткой конкуренции по открытым направлениям, причем кто-то даже успел прочувствовать эту ситуацию еще летом. А это значит, что скоро начнутся игры, которые обычно нравятся только нашим туристам: то есть отдых начнет дешеветь, а доходы всех остальных игроков, от туроператоров до агентов — стремительно начинает падать. Разумеется, туроператоры начнут регулировать комиссию», — рассказал Артур Мурадян. Он также добавил, что для туроператоров более выгодным вариантом является не дифференциация агентского вознаграждения в зависимости от планов продаж или выполнения других условий.
«Мы провели анализ средней комиссии по разным градациям и пришли к выводу, что непосредственно расчет пакетов под ту или иную комиссию нам выходит дороже, чем просто сделать плоскую комиссию для всех партнеров. Это чисто экономически снижает нагрузку на серверную инфраструктуру, на тарификаторов, освобождает возможности для переключения на большее количество направлений. И в тоже время ты ставишь агента в выигрышное положение, потому что он с самого начала получает прозрачные условия сотрудничества», — рассказал глава Space Travel.
Тем не менее, снижение комиссии является долгосрочным трендом, и вопрос лишь в том, на какой отметке она зафиксируется.
«Сейчас нижняя планка комиссии находится примерно на 6%, и туроператоры в массе своей не стремятся ее снижать», — поделился наблюдением Алексан Мкртчян. При этом он добавил, что турагентский рынок в массе своей намерен противостоять резким снижениям вознаграждения со стороны туроператоров.
Однако на сессии прозвучали и более радикальные предложения по выстраиванию работы ТА и ТО.
«Я не раз говорил, что агентам не так уж важна комиссия: дайте нам равную цену нетто, и они сами решат, как на ней заработать», — признался Исполнительный директор НОТА Сергей Калинин. Остальные участники дискуссии признали, что такой вариант возможен лишь в том случае, если ТО полностью откажутся от работы с туристами напрямую.