В Казахстанском городе Шымкент начато возведение мемориальной часовни в честь новомучеников Чимкентских, расстрелянных во время репрессий 1937 — 1938 годов. В печально известном на весь мир месте под названием Лисья балка, где НКВД расстреляло не меньше полутора тысяч человек, из которых более шестидесяти — православные монахи и священники, будет стоять храм и звучать молитва в память о невинноубиенных.
Шымкент — один из древнейших городов Казахстана, а сегодня крупнейший промышленный, торговый и культурный центр, занимающий третье место по численности населения в республике.
Ссылать духовенство в Чимкент (так тогда звучало название города) начали в 1933 году. Как пишет иерей Виктор Архипкин, изучавший дела новомучеников Чимкентских, на юг Казахской Советской Социалистической Республики, священников и монахов «переводили из других лагерей якобы «по состоянию здоровья». Репрессированные принадлежали в основном к духовенству высшей иерархии из районов Центральной России. Южный Казахстан, как правило, не был первым местом их ссылки». В те дни глубоко провинциальный, тихий южный город приветливо принял ссыльных, но все изменилось летом 1937 года.
Начиналась новая волна репрессий, и в июне 1937 года Южно-Казахстанское ОблУ НКВД завело печально знаменитое дело за номером 723 «Об организации контрреволюционного центра церковников». По делу № 723 с июня 1937 года было расстреляно как минимум шестьдесят четыре человека — монахи, священники, миряне. В 1958 году двенадцать из этих шестидесяти четырех будут реабилитированы постановлением президиума Южно-Казахстанского областного суда. Остальным обвиняемым оправдательный приговор вынесут только в 1991 году.
В числе арестованных были выдающиеся духовные деятели XX века, известные священники, монахи. А еще миряне, просто помогавшие сосланным в Чимкент в быту. Это были люди удивительной стойкости и веры. Никто из них на допросах не признал своей вины. Вот имена только некоторых из них.
Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). Фото: Из личного архива
Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев), епископ Ростовский Евгений (Кобранов), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), схиархимандрит Елевферий (Печенников), протоиерей Владимир Смирнов, протоиерей Николай Толгский, иеромонах Иоанн (Лаба), иеромонах Иларион (Цуриков) и его брат монах Иоанн, священник Василий Климов, священник Стефан Медведь, монахиня Евдокия (Перевозникова), монахиня Мария (Рыкова), монахиня Серафима (Горшкова), монахиня Нина (Шувалова).
Среди невинноубиенных было много людей больных, пожилых, женщин — например, иеромонаху Илариону, когда его привели на допрос в Южно-Казахстанское Управление НКВД, исполнился 81 год, архиепископу Алексию — 75 лет, митрополиту Кириллу — 73 года, монахине Нине — 71 год. Но это нисколько не смущало «особую тройку» УНКВД, принимавшую решение о расстреле.
В Южно-Казахстанском Обл У НКВД эту «особую тройку» возглавлял капитан госбезопасности Б. Я. Кальнинг, сначала исполнявший должность первого заместителя начальника управления, а потом дослужившийся и до и.о. начальника управления.
Епископ Ивановский Борис (Воскобойников). Фото: Из личного архива
Стоит заметить, что злодеяния ретивого Бориса Яковлевича Кальнинга не остались безнаказанными. В апреле 1939 года он сам был арестован, а в ноябре 1939 года Военным трибуналом войск НКВД Казахской ССР приговорен к десяти годами исправительно-трудовых лагерей по статье 193-17 «б» — «воинские должностные преступления: злоупотребление властью при наличии особо отягчающих обстоятельств». Палача отправили в Карлаг, дальнейшая его судьба неизвестна.
Расстрелы осужденных по делу 1937 — 1938 годов проходили под покровом темноты в пригороде тогдашнего Чимкента, которое издавна получило у местных имя — Лисья балка, Түлкілі Сай по-казахски. Говорят, еще в конце XIX века там можно было свободно охотиться на рыжих красавиц.
Кроме православного духовенства в Лисьей балке расстреливали людей других вероисповеданий и тех, кто проходил по политическим статьям, — мусульман, иудеев, католиков, протестантов, буддистов людей разных национальностей. Все происходило втайне от местных жителей, со всех причастных брали подписку о неразглашении. А те местные жители, кто мог бы догадаться, что везут машины к оврагам, старались обходить гиблую зону стороной.
Как рассказывал ветеран органов КГБ-КНБ Республики Казахстан, полковник в отставке Абдель-Керим Азимов изданию «Оtyrar.kz», найти точное место захоронения было непросто — хоронили расстрелянных в общих могилах, которые имели статус «спецобъектов. Но в архивных документах часто всплывала название Лисья балка, и когда 1989 году председателем КГБ СССР В. А. Крючковым был издан приказ об установлении мест массовых захоронений жертв репрессий, сотрудники УКГБ по Чимкентской области начали расследование. Вскоре предположение о том, что именно Лисья балка была местом упокоения невинноубиенных, подтвердились. На месте расстрелов был создан Мемориальный комплекс «Қасірет» (Касирет), что в переводе с казахского означает «Скорбь». Он увековечил память всех жертв массовых репрессий.