С какими сложностями сталкиваются иностранные инвесторы при выходе на индийский рынок и зачем включать в команду коллег, перешагнувших солидный возрастной порог, «Российской газете» рассказали научный руководитель программы «Российско-индийское бизнес-партнерство» в ВШЭ, кандидат психологических наук Евгений Грива и декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России Павел Селезнев.
Насколько легко начать бизнес в Индии?
Евгений Грива: Индия работает над своим инвестиционным имиджем. Если 10 лет назад в рейтинге Ease of doing business страна занимала 142-е место, то в наши дни ее рейтинг не опускается ниже 60-70 -го места.
При этом индийцы очень хорошо защищают свой рынок — пошлинами, тарифными и нетарифными барьерами. Помимо базовой таможенной пошлины, средний размер которой колеблется от 18 до 28%, существует «эффективная пошлина». Она устанавливается ежегодно и включает в себя таможенную пошлину, налог на товары и услуги и налог на социальное обеспечение. И там, где надо защитить индийский рынок и поддержать своего производителя, размер эффективной пошлины «взлетает»: на подсолнечное масло — до 236%, кондитерские изделия и некоторые другие продукты — до 200%, алкоголь — до 300%. Также индийская сторона использует инструмент антидемпинговых расследований, например, как сейчас в отношении зарубежных производителей бутилкаучука и галобутилкаучука.
Эти факторы делают экспорт продукции непростым и не всегда экономически эффективным. Однако индийское правительство предоставляет значительные преференции зарубежным компаниям, готовым экспортировать технологии или локализовать производство. Но есть и риски — крайне витиеватая юридическая процедура регистрации компании, бюрократические препятствия, а также вероятность обмана или даже незаконного захвата бизнеса.