Союз агентств делового туризма (САД) 19 сентября 2023 года собрал в пространстве Noôdome участников бизнес-тревел сообщества, чтобы подвести итоги своей трехлетней деятельности, обсудить проблемы, стоящие перед индустрией, ключевые тренды и перспективы развития.
В конференции приняли участие ведущие агентства делового туризма, более 100 компаний-клиентов, представляющих российские и международные корпорации, а также эксперты из профильных государственных ведомств.
«В 2020 году, когда мы давали название нашему некоммерческому объединению, мы хотели подчеркнуть, что САД станет открытой платформой, которая принесет плоды всем участникам рынка, – поделился Дмитрий Горин, председатель совета директоров холдинга «Випсервис» и председатель правления САД. – За годы плодотворной работы экспертами САДа совместно с Государственной Думой, Советом Федерации и Министерством экономического развития велась работа по стратегии развития делового туризма и нового закона о туризме, была запущена инициатива по выделению нашей отрасли в отдельный ОКВЭД, разработан проект по внесению изменений в федеральные авиационные правила по вопросу возврата денежных средств за неоказанную перевозку и многое другое».
О совместной работе с Союзом агентств делового туризма в области законодательных изменений и обеспечения господдержки отрасли также рассказал специальный гость мероприятия, председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию инфраструктуры Сангаджи Тарбаев: «Сегодня у нас идет очень плотная работа с нормативно-правовыми актами, цель которой – обновить законодательство, но при этом учесть интересы всех участников туристического рынка. Для меня очень важно, что благодаря САДу такая возможность есть: мы можем услышать мнение экспертов, которые занимаются этим направлением и делают это многие годы в нашей стране. Вместе мы должны попытаться перестроить сознание тех людей, которые смотрят на туризм, как на падчерицу. Мы должны донести до каждого, что туризм – это экономика, туризм – это важно».
Один из учредителей САДа, председатель совета директоров ГК «Аэроклуб» Денис Матюхин, также подчеркнул роль делового туризма в развитии экономики страны: «Наша задача состоит в том, чтобы показать государству, что деловой туризм – это прозрачная отрасль, которая развивает
экономику, являясь самостоятельной, независимой индустрией, работающей по своим правилам. Построенный на принципах саморегулируемой организации, САД уделяет особое внимание разработке отраслевых стандартов и критериев надежности агентств делового туризма, видя в таких инициативах важнейший инструмент защиты отрасли».
Александр Курносов, генеральный директор «Академ-Онлайн», рассказал, что по сравнению с 2019 годом индустрия выросла на 20%: сегодня объем рынка делового туризма можно оценить в 810 млрд рублей.
Эксперты САДа отметили рост в 2023 году объема командировок по России на 16% по отношению к прошлому году (-12% к 2019). Число международных командировок в текущем году выросло на 33% (-17% к 2019), а их доля достигла 16% (13% в 2022, 21% в 2019). Среди самых популярных направлений для командировок в России – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Сочи. За рубежом бизнес-туристы чаще всего отправляются в Турцию, Сербию, Казахстан, Китай и Узбекистан. Средняя стоимость авиабилетов по России выросла в 2023 году на 5% по сравнению с прошлым годом и составила 15 021 руб. (+24% к 2019). При этом эксперты отметили сокращение доли бизнес-класса до 3% (4% в 2022, 10% в 2019). На зарубежных направлениях рост стоимости авиабилетов составил 15% к 2022 году и 50% к 2019, а билет в среднем обходился деловым путешественникам в 47 099 руб. Доля бизнес-класса на международных маршрутах сократилась до 8% (12% в 2022, 24% в 2019). Количество ночей, забронированных деловыми путешественниками в отелях на территории России за 8 месяцев 2023 года, впервые превысило показатели 2019 года (+13% к 2019, +17% к 2022). Средняя стоимость ночи проживания составила 5 415 рублей (+6% к 2022, +11% к 2019).
В рамках конференции эксперты также обсудили ключевые тренды индустрии в сфере технологических инноваций, кадрового резерва, сервиса, экспертизы агентств делового туризма. В частности, большое внимание уделялось внедрению технологий искусственного интеллекта, персонализации, адаптации B2B-продуктов под требования современного потребителя, экосистемности ИТ-решений. Согласно прогнозу экспертов САДа, к 2035 году онлайн-продукты станут для рынка «привычной реальностью и продуктом массового потребления», в то время как офлайн перейдет в категорию «новой роскоши» и luxury-сегмента.
В ходе панельной дискуссии своим мнением по вопросам доступности контента, автоматизации, проблем безопасности, качества сервиса и подготовки кадров для отрасли также поделились корпоративные заказчики услуг делового туризма: Екатерина Гаврилова, руководитель службы организации деловых поездок Банка ВТБ (ПАО); Юлия Жогло, руководитель отдела по административной поддержке офисов ПАО «МегаФон»; Оксана Крамаренко, руководитель
Центра организации деловых поездок, Дирекция региональных продаж «Газпром нефти»; и Татьяна Парахина, начальник управления организации деловых поездок «АИМ Менеджмент».
«Союз агентств делового туризма продолжает активную работу в области законодательных изменений, сбора и обнародования статистики в СМИ, обеспечения господдержки и развития делового климата», – подвел итоги мероприятия исполнительный директор САД Павел Васин.
Партнерами мероприятия выступили: Курорт «Красная поляна», «Уральские авиалинии», Z.Brothers, ISBC.