14 марта в рамках Intelligent Travel Marketing — практической конференции, посвященной актуальным технологиям формирования, продвижения и развития туристических продуктов — прошла панельная дискуссия на тему «Цифровые тренды в туризме и гостиничном бизнесе 2023».
Мероприятие собрало ведущих экспертов из разных сфер туристической отрасли — представителей перевозчиков, IT-компаний, OTA и онлайн-платформ. Модератором дискуссии выступила Анисия Якушева — член экспертного совета Государственной Думы комитета по развитию туристической инфраструктуры. Эксперты обсудили, как изменился туристический рынок после ухода крупных иностранных игроков и как технологии, в конечном итоге, помогают бизнесу быть ближе к клиенту.
Поговорили и о трудностях цифровизации, одна из которых — невысокая скорость внедрения новых решений. О том, что автоматизация в туристической отрасли находится еще на недостаточно высоком уровне, рассказала Виктория Кизимова, генеральный директор онлайн-платформы для бронирования авиа и ж/д билетов, отелей, страховых полисов «Мой Агент»:
«Онлайн-технологии — это новый способ работы с информацией. И, честно говоря, я удивлена, что так мало агентов автоматизируют свое общение с клиентами с помощью CRM. Этот разговор нужно было вести еще 5 лет назад, ведь ваше богатство — это ваши клиенты, и все, что вы о них знаете. Мы боремся за то, чтобы наши агенты имели доступ к максимальной автоматизации по минимальной цене».
О том, какие задачи сегодня стоят перед отечественными провайдерами технологий в туризме и как они решаются в данный момент, рассказал Дмитрий Маркин, генеральный директор Corteos Platform, платформы с открытой архитектурой для рынка делового туризма:
«Большой бизнес достаточно инертен в плане внедрения новых технологий, ведь перестраиваться на другие решения сложно и дорого. Кроме того, замена иностранных вендоров на российские сервисы не решает все задачи целиком. Уход иностранных компаний с российского рынка способны компенсировать открытые платформы и взаимодействие с интеграторами — что приведет к ускорению создания, тестирования и внедрения новых продуктов, актуальных для нашей отрасли. Отечественные IT-компании имеют достаточные компетенции для поддержания и развития технологии в условиях ухода вендоров».
Важной вехой дискуссии стало то, что рынок теперь движется в сторону здоровой конкуренции, считает Михаил Кальченко, директор по развитию продуктов компании «РЖД — Цифровые пассажирские решения»:
«Очень приятно, что за прошлый год рынок значительно изменился, и теперь развивается не в сторону демпинга, а в сторону конкурентных предложений. Простой пример — транспортное страхование. Теперь конечные клиенты получают страховку дешевле, чем раньше, к мы и наши партнёры увеличили объем реализации дополнительных услуг. Мы вместе переосмыслили продукт и ценообразование, сделали другое предложение действительно необходимое потребителю — пассажиру. Подобный подход считаю наиболее выигрышным, когда мы уходим от демпинга и с помощью аналитики помогаем делать более доступные продукты».
Разумеется, разговор о современных технологиях невозможен без обсуждения вопросов цифровой безопасности, ведь это — один из главных трендов сегодняшнего дня, отмечает Дарья Кочеткова, управляющий директор Ostrovok.ru:
«Кибербезопасность, в том числе проверка достоверности информации и безопасности проведения платежей — на самом деле один из наиболее острых вопросов на повестке дня. Это тренд и прошлого, и текущего сезонов. Хорошо, что есть сервисы и технологии, которые помогают решать такие вопросы: например, “Госключ” с его возможностью проверки данных. Или те же ЭЦП и ЭТК, к которым мы все уже привыкаем, несмотря на то, что никто не любит вникать в обновленные интерфейсы. Новые технологии уже пришли и уже оцифровали и туристов, и операторов: мы все с вами уже в одной цифровой экосистеме, и это дает нам большие данные и возможности для аналитики. Цифровизация — это, очевидно, именно та экономия ресурсов и времени, которая помогает развиваться».
Об импортозамещении технологий в отеле и о том, с какими цифровыми трендами отрасль будет иметь дело в 2023 году, рассказала Александра Кремнева, маркетолог Bnovo — облачного сервиса для увеличения дохода отельеров:
«Очень здорово, что все участники рынка говорят про цифровизацию в едином ключе и понимают, что для развития нам всем нужны новые инструменты автоматизации. При этом мы уверены, что людей заменить невозможно. Ведь именно за живое и приятное общение мы любим hospitality. И это именно то, что “покупают” конечные клиенты — туристы. Не “ночевку» и место размещения, а эмоции, которые должны быть приятными. А системная автоматизация рутинных процессов как раз и позволяет сотрудникам высвобождать ресурсы и уделять больше времени непосредственно коммуникации с клиентом и эмоционально-приятным моментам».
Партнеры мероприятия: Мой Агент, Corteos, Д2 Страхование, TravelLine, Mixvel, АО «ТКП», Bnovo, «РЖД — Цифровые пассажирские решения», B2B.Ostrovok.ru